Обучение щенка начинается с того самого момента, как щенок оказался в Вашем доме. Помимо того, как он будет привыкать к кличке, ношению ошейника, спокойному отношению к тому, что его трогают, берут на руки, и так далее, ему нужно будет усвоить, что в этом доме и семье можно, а что – нет.

Для того чтобы получить хорошо воспитанную собаку, а не невротика, от которого невозможно ничего добиться, заранее, еще до появления собаки, договоритесь с домочадцами о том, что щенку будет позволено, а что – строжайше запрещено. И неукоснительно все вместе следуйте выбранной системе разрешений, поощрений и запретов.

Из того что безусловно должно присутствовать в жизни щенка – это ласковое и уважительное к нему отношение. Собака, так же, как и человек, представляет собой личность со своим характером, привычками, страхами и прочими особенностями. Поощрение в виде словесной похвалы, поглаживания или вкусного кусочка непременно должно следовать за желательными для Вас действиями, равно как и наказание должно быть неотвратимо и мгновенно за действия нежелательные. Причем наказывать щенка надо не после того, как пройдет какое-то количество времени с момента совершения проступка, а в момент его совершения. Иначе вы накажете собаку, с ее точки зрения, ни за что. Она просто не свяжет свое действие с Вашим праведным гневом, спустя какое-то время, обрушившимся на ее голову.

Щенку раз и навсегда должно быть что-то разрешено, и что-то запрещено: например, если Вы разрешаете ему ставить на Вас лапы, то это должно быть можно всегда, вне зависимости от того, тренировочные штаны на Вас или дорогой костюм – щенку, поверьте, безразлично, во что Вы одеты. Если Вы запрещаете ему клянчить подачки у стола, то требование кусочка со стола должно быть запрещено всегда, вне зависимости от того, вы дома наедине, с семьей, или сегодня праздник и пришли гости.

Обучение щенка командам процесс увлекательный, но не такой уж скорый, как кому-то хотелось бы, поскольку требует многократного повторения упражнений с целью выработки устойчивого условного рефлекса на команду. Наберитесь терпения: собаки не рождаются «умными», но рождаются способными. С собакой нужно заниматься, чтобы она выросла в хорошо управляемое, адекватное и социализированное животное.

Обязательно чередуйте работу и отдых, тогда щенку всегда будет интересно позаниматься, и он с большой охотой будет при каждом удобном случае показывать Вам все, что он уже умеет делать. Собака как таковая обладает интеллектом трех — пятилетнего ребенка, способна строить простые логические цепочки, обладает способностью делать выводы и обучаться. Эти качества делают ее поистине бесценным помощником человека.

Но чем раньше Вы начнете обучать собаку, тренировать ее, тем лучше будут результаты.

Следует, однако, помнить о том, что требования должны быть сопоставимы с возрастом и физическими способностями пса.

Слишком строгий подход в итоге вызовет отвращение к работе, и животное будет всячески избегать неприятного ему процесса. Если работу пускать на самотек, то результата также не будет: собака будет делать только то, что захочет сама и тогда, когда захочет, невзирая на Ваши требования, просьбы, уговоры. В обучении и дрессировке важна золотая середина. По сути, подход тот же, что в воспитании и обучении ребенка.

И, разумеется, щенку должно быть интересно с Вами.

Само собой, здесь приведены очень общие рекомендации, и к каждой отдельной собаке нужен свой, особенный, индивидуальный подход, учитывающий все возможные факторы. Но соблюдение хотя бы этих, общих, принципов позволит Вам, по крайней мере, избегнуть целого ряда проблем, связанных с изначально неверным построением отношений с собакой и неверным подходом к ее воспитанию и обучению.

Занятия со щенком лучше строить, играя на его любопытстве, неуемной жажде игр и любви к вкусностям. Лучше, если нагрузка будет возрастать постепенно, обучать по принципу «от простого к сложному», а также гулять и отдыхать больше, чем работать. Занимайтесь не только на привычных площадках, но и ищите новые, занимайтесь в разное время суток, так Вы добьетесь стабильной работы собаки, независимо от места и времени. А совместные прогулки с собакой по новым и неизведанным ею местам только укрепят ее доверие к Вам как к вожаку ее «стаи». Избегайте слишком длительных тренировок. Усталое животное работает с неохотой, и в итоге может вообще отказаться работать. Избегайте прогулок только по одним и тем же маршрутам и занятий на одних и тех же площадках длительное время: собака привыкнет выполнять все Ваши требования только на этой площадке, и «перестанет» понимать команды на другой. Занятия в одно и то же время приводят к тому, что собака прекрасно управляема, послушна и адекватна в конкретные часы, в то время как в остальное время – она может выказать полное неподчинение. Все эти нюансы связаны с выработкой целой системы условных рефлексов и связанных с ними поведенческих реакций. Те, что нам нужны, надо закреплять, и препятствовать формированию тех, что не нужны и могут мешать.

Сочетайте занятия на выдержку, когда животное должно находиться в определенной позе или на определенном месте некое количество времени и на расстоянии от Вас с упражнениями, подразумевающими активное движение к Вам, от Вас, вместе с Вами: аппортирование предмета, преодоление препятствий, движение по команде «рядом», подзыв. Непременно учитывайте при этом физическое состояние и способности собаки. Не надо заставлять щенка преодолевать высокие барьеры, или таскать за собой слишком тяжелые предметы, вроде автобусных шин или буксирования крупного ребенка на санях, а то и взрослого человека: это приводит к травмам, а также неправильному формированию костной системы и последующим заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Особенно это актуально для щенков крупных тяжелых пород. Нередко обманчивое впечатление от размера щенка приводило к тому, что владельцы давали слишком большие нагрузки, и в итоге получали собак-инвалидов с различными вывихами, подвывихами, а то и переломами. Мышечная масса у таких щенков набирается быстро, а кости, хрящи и суставы — недостаточно крепки и не готовы к дополнительным высоким нагрузкам. Впрочем, отсутствие нагрузок как таковых также влечет за собой не только проблемы психологического, но физического толка: невозможность достаточно двигаться также отражается на опорно-двигательной системе, сердце, развитости мускулатуры, а как следствие – и на экстерьере собаки в том числе. Отсюда и «узкая грудь», и «провислая» спина, например.

К слову об аппортировке: начинать обучение стоит с использования в качестве аппортировочного предмета привычных и любимых игрушек. Не повторяйте упражнение слишком часто в течение одного занятия, если собаке надоест, она может совершенно отказаться от выполнения команды «аппорт!» и тогда Вам придется приложить немало усилий, чтобы обучить животное подносить Вам предмет. Это же упражнение можно в ряде случаев использовать в качестве поощрения, если Вы видите, что собака обожает носить различные палочки, веточки, мячики и прочее. А на основе выработанного базового навыка, можно продолжить обучение и научить собаку носить не только специальные предметы, используемые в дрессировке, но и сумки, тапочки, кошелек, телефон и так далее и так далее.

И, разумеется, по желанию можно включить в обучение всяческие дополнительные навыки вроде умения включать и выключать свет…

Любую собаку можно научить уникальным трюкам, выходя далеко за рамки базовых программ по дрессировке — было бы желание работать с нею и, конечно, нужен разумный подход к данному вопросу.