Детство — пора становления личности. И именно в этот период ребенок требует наибольшего внимания и защиты. Поэтому ближайшее окружение должно обеспечить ребенку надлежащий уход и заботу, а главное — безопасное и радостное существование. Эмоциональная память ребенка фиксирует эти ощущения, и они становятся основой формирования самооценки. В раннем и младшем дошкольном возрасте влияние ближайшего окружения играет решающую роль в становлении личности ребенка. Учитывая это, коллектив дошкольного учреждения должен систематически проводить работу по профилактике жестокого обращения с детьми. Формирование у педагогов толерантного отношения к детям. Жестоким обращением с детьми в дошкольном учреждении можно считать, в частности:

— повышенный тон, крик педагога;

— необоснованные и неадекватно заниженные оценки;

— строгую дисциплину, которая держится на страхе;

— авторитаризм, требования без объяснений. Необходимым условием предупреждения жестокого обращения с детьми является повышение психологической и педагогической осведомленности педагогов.

Очень важно, чтобы педагоги понимали те последствия, к которым приводит жестокость, и понимали, какие действия в отношении детей являются жестокими и где требовательность граничит с жестокостью. А еще — необходимо формировать у педагогов толерантное отношение к детям. Ведь педагоги при любых условиях должны проявлять великодушие к детям, уважать их права, признавать право каждого ребенка быть другим, воспринимать его таким, каков он есть, уметь поставить себя на место ребенка, сотрудничать с ним на принципах партнерства.

Просветительская работа с родителями. С первых лет жизни ребенок «впитывает» все, что видит и слышит у себя дома, ведь его жизнедеятельность становится частичкой жизни семьи. Поэтому гармоничная и дружелюбная атмосфера семейных отношений очень важна для роста малыша. От доброжелательности ближайшего окружения ребенка зависит его эмоциональное и физическое здоровье, умение контактировать с людьми. Дети, которых уважают, учатся уважать других. О которых беспокоятся — учатся проявлять заботу. Которых любят такими, какие они есть, — учатся быть терпимыми к другим. Так закладываются основы гуманных отношений родителей и детей. Поэтому целью сотрудничества с семьями воспитанников является помощь родителям понять и принять современные гуманистические идеи и убеждения, основанные на уважении к личности ребенка. Ведь родители часто не понимают, что их действия являются жестокими относительно ребенка и могут привести к непредсказуемым последствиям.