Мысленно облетим земной шар и посмотрим, как дают чаевые в тех или иных странах.

В Канаде и США «нормальные» чаевые составляют пятнадцать процентов от суммы счета. За отменное обслуживание дают и больше. В такси к показаниям счетчика накидывают десять процентов. В Канаде желательно давать чаевые не американскими, а канадскими деньгами.

В Мексике чаевые составляют важную статью дохода для рядовых работников, занятых в сфере обслуживания, учитывая, что жалованье они получают ничтожное. В Мексике сплошь и рядом приходится видеть с готовностью подставленную ладонь. А стоит вам припарковаться на городской улице, как со всех сторон к вам кинутся подростки, наперебой предлагая покараулить ваш автомобиль.

В Западной Европе и во время экскурсий в Зальцбурге и Мюнхене дополнительная плата за услуги, составляющая от десяти до двадцати процентов от основной суммы, как правило, автоматически приплюсовывается к гостиничному или ресторанному счету. Тем, кто пока не освоился с этим правилом, настоятельно рекомендуем всякий раз, расплачиваясь в гостинице или ресторане, спрашивать, включено ли обслуживание в счет. За какие-то особые, превышающие обычные рамки услуги, можно добавить немного сверх.

Назовем крупные европейские города, где обслуживание включается в общий счет: Амстердам, Брюссель, Женева, Копенгаген, Москва, Осло, Париж, Стокгольм, Хельсинки, Цюрих, а так же во время экскурсий в Ницце.

В Германии есть одна дополнительная особенность: хотя пятнадцать процентов за обслуживание автоматически добавляются к счету, но если вы расплачиваетесь наличными и вам приносят на подносике сдачу, принято забирать только купюры, а мелочь оставлять.

В Японии и Сингапуре ресторанные счета обычно включают и чаевые. Во всех других странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и во время экскурсий в Китае лучше сначала поинтересоваться, как принято у них.

В такси свои правила относительно чаевых. В самых «интернациональных» городах мира они обычно включаются в плату за проезд (мы имеем в виду Амстердам, Афины, Бангкок, Брюссель, Женеву, Копенгаген, Москву, Осло, Сингапур, Токио, Хельсинки, Цюрих). В других крупных городах принято давать «сверху» от пяти до десяти процентов.

В некоторых арабских странах считается, что водители такси не берут чаевых, но это в теории, а на практике, как пишет журнал «Бизнес уик», если вы не дадите на чай, «плата за проезд может таинственным образом удвоиться. Так что когда вы садитесь в такси без счетчика, лучше договариваться о цене заранее».

В трех странах — Китайской Народной Республике, Исландии и Таити — к чаевым относятся отрицательно и давать их не полагается.

В Латинской Америке не прослеживается никакой более или менее четкой системы чаевых. В каждой стране и даже городе приходится решать заново: когда, кому и сколько давать. Поэтому единственный совет тем, кто собирается в Латинскую Америку (это и вообще дельный совет), — сразу по прибытии справиться у портье в гостинице или у кого-то из местных знакомых, как у них обстоит с чаевыми. Чаевые в принципе дело тонкое: дать слишком много такой же грех, как недодать. Поэтому в любой точке планеты следуйте мудрому правилу: «Если не знаешь, спроси у местных!»

Более подробную информацию по международной практике чаевых можно найти в книге Нэнси Стар (Nancy Star, The International Guide to Tipping, New York, 1988), где советы систематизированы по странам и даются практически на все случаи жизни.

Завершая тему чаевых, трудно удержаться, чтобы не привести один эффектный пример, описанный в 1985 году журналом «Форчун». Как-то раз к дверям одного нью-орлеанского ресторана, буквально за несколько минут до закрытия, подкатили два роскошных лимузина, из которых вышли несколько кувейтских нефтяных магнатов с женами и телохранителями. Метрдотель согласился в виде исключения обслужить клиентов. Те удовлетворились салатами и прохладительными напитками на общую сумму сто восемьдесят пять долларов — и со словами «сдачи не надо» оставили чек на двадцать тысяч.

Вот это я понимаю — благодарность за быстрое обслуживание!